Творческой группе, которую возглавил главный редактор журнала «Смоленск», поручено осуществление проекта гранта «Побратимы без границ. История будущего».
Комментарий Владимира Коренева: - Есть что-то символичное в том, что в годы журналистской зрелости я продолжаю то дело, которое начинал, когда совершал только первые шаги в профессии. Первая написанная мною заметка, опубликованная в далеком уже 1966 году в областной молодежной газете «Смена», была посвящена работе Клуба интернациональной дружбы 27-й средней школы города Смоленска. Тогда я учился в пятом классе. Нам, пионерам, рекомендовали подписаться на газету «Смена». В ней я обратил внимание на то, что редакция имела надежную обратную связь с читателями. Многие публикации появлялись по просьбам читателей. Я тоже написал в газету, попросил опубликовать текст песни Владимира Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов». Очень быстро получил ответ на официальном бланке редакции за подписью заведующего отделом писем Евгения Щербакова. Тот сообщил, что в ближайшее время моя просьба будет исполнена. Можно представить мои радость и гордость, когда в газете появились замечательные стихи популярного уже советского поэта-барда.
Внимание редакции к просьбе рядового читателя окрылило, и я набрался смелости прийти в редакцию. Короткий разговор с Евгением Петровичем Щербаковым, и мне предложили пройти в соседний кабинет к заведующей отделом учащейся молодежи Светлане Ивановне Крупенькиной. Та посоветовала в форме письма в редакцию рассказать о работе какого-нибудь кружка или о походе участников школьной «Зарницы». Я выбрал тему КИДа. Клуб возглавляла учительница немецкого языка Валентина Казимировна Сережкина. Мы с нею уже побывали в Латвии – в городе Даугавпилсе, где повсюду слышалась русская речь и где в местной школе нас принимали как братьев, и в столице республики Риге. Там, кстати, в универмаге мне преподали первый урок маркетинга. Из любопытства решил посмотреть изделия в отделе мужских сорочек. Несколько попыток уйти оказались безуспешными. Продавец взяла меня в такой оборот, что я купил чуть ли не за последние деньги модную в те годы лавсановую рубашку.
Но я несколько отвлекся от темы повествования. Мою заметку о КИДе газета опубликовала, и с того момента началось мое активное сотрудничество с редакцией. Со страниц «Смены» я рассказывал о нашей пионерской жизни, о первых местах на различных городских и областных слетах. Благодаря, я бы сказал, титанической работе фанатика движения, старшей пионервожатой Галины Ивановны Загурской мы неизменно были лучшими! Принимали мы в гости и сверстников из союзных республик СССР и братских социалистических стран.
С той золотой поры тема побратимства, дружбы народов стала в моей журналистской работе ведущей. Выбор факультета иностранных языков для учебы в вузе был обусловлен совершенно другой причиной: я уже решил для себя, что стану журналистом, а иностранные языки всегда могли пригодиться в жизни. На интуитивном уровне, вероятно, выбор определил и интерес к теме побратимства. Во всяком случае, интернационализм в нашей семье был, как говорится, в крови. Будучи студентом второго курса, я пригласил в гости к себе домой студентов из Дрездена. И мой папа-фронтовик, награжденный целым иконостасом орденов и медалей, оказал посетившим нас молодым людям гостеприимство и хлебосольство. Он не таил злобы к народу, породившему фашизм. Отец говорил гостям, что народ не должен нести кару за преступления нацистов. А студенты из Дрездена с интересом рассматривали боевые награды фронтовика, среди которых в особом почете у меня были орден Славы и три медали «За Отвагу». Я с гордостью рассказывал немцам, за какие подвиги героям вручали такие награды.
В 1985 году город Смоленск посетил с частным визитом предприниматель Ганс Йоахим Гайслер. Здесь он познакомился с Виктором Осиповым – изготовителем декораций в драматическом театре и Валерием Ковалевым – знаменитым к тому времени фотожурналистом. Немецкому гостю очень понравились Смоленск и его люди. По приезду в Хаген он пошел к обербургомистру и предложил установить партнерские отношения с древним русским городом. Председатель Смоленского горисполкома Александр Шубняков поддержал идею установления партнерских отношений между нашими городами, и вскоре Смоленск и Хаген стали побратимами.
О контактах жителей городов-партнеров я сделал несколько репортажей на областном радио. В 1990 году председатель горисполкома Владимир Николаевич Прохоров включил меня в состав делегации города на мероприятия Дней Российской Федерации в земле Северный Рейн-Вестфалия. В нашей делегации была официальная переводчица. Но смоленские директора предприятий стеснялись выступать с трибуны мероприятия и предпочитали беседы в кулуарах. А переводить «переговоры» просили меня.
Вроде бы грамотные управленцы, добившиеся громких успехов в социалистической экономике, оказались удивительно наивными и безграмотными в тонкостях рыночных отношений. Скажу откровенно, я порой еле сдерживал себя, переводя немецким партнерам претендовавшие на интеллектуальную высоту предложения вроде бы разумных хозяйственников. Заместитель генерального директора производственного объединения «Кристалл» Александр Евгеньевич Куштынов, имевший богатый опыт экономического сотрудничества со странами Запада, был снисходительнее к коллегам и просил меня не горячиться.
О крупных «ляпах» я воздержусь рассказывать в этой статье. А вот поучительный пример по продвижению российского трикотажа на германский рынок приведу. Генеральный директор фабрики «Шарм» Нина Константиновна Емелина зашла в магазин одежды и посчитала, что продукция ее предприятия не хуже. На переговорах в Торгово-промышленной палате Хагена она предложила поставлять трикотаж в магазины города-партнера. Немецкие коллеги были не против, только разъяснили, как выйти на этот рынок. Сначала нужно арендовать торговые площади. Потом сформировать коллекцию: изделия всех размеров и расцветок в нескольких экземплярах безвозмездно предоставить партнерам для презентации в выставочном комплексе и дальнейшего изучения спроса. Нина Константиновна посетовала: мол, а кто мне разрешит бесплатно вывезти коллекцию, почему немецкие партнеры не могут произвести предоплату и выкупить эту коллекцию? Как пройти таможню без документов купли-продажи, где найти валюту для аренды торговых площадей без какой-либо компенсации затрат? Да, таков западный рынок. Зайти на него очень сложно, а при тогдашней социалистической системе хозяйствования оказалось практически невозможно. «Красная директриса» быстро сникла и больше не задавала вопросов.
В начале 90-х годов я работал помощником мэра города Смоленска. На меня вышли активисты общества «Хаген - Смоленск» и попросили оказать содействие в создании аналогичного общества в Смоленске. Вскоре мы провели учредительное собрание общества «Смоленск - Хаген». Первым президентом стал преподаватель немецкого языка факультета иностранных языков СГПИ Михаил Евграфович Марченков, а Валера Ковалев и я стали его заместителями.
«Народная дипломатия» набрала обороты. Немецкие друзья поставляли малообеспеченным смолянам продукты питания. Гуманитарные конвои помогли сотням смоленских семей пережить голодные зимы начала 90-х годов. В центральном Универсаме появилась пекарня, закупленная за добровольные пожертвования жителей немецкого города-партнера. А когда Россия пережила ужасы «шоковой терапии», активизировались обмены студентами, спортсменами, школьниками. Сегодня тысячи смоленских семей уже могут сказать, что имеют друзей в Хагене.
Мне дважды посчастливилось проходить стажировку в газете «Вестфэлише Рундшау» в Хагене. Горжусь тем, что опубликовал в ней немало статей. Причем, не только во время практики, но и при дистанционном сотрудничестве. Правда, в те годы Интернет в России еще не был развит. Коллеги из издательства звонили мне, я диктовал текст, который потом немецкие журналисты переносили на бумагу. Так жители города-партнера узнавали о жизни в далеком Смоленске.
Сегодня в обществе «Смоленск – Хаген» состоят новые люди. Но очень приятно, что они чтут и преумножают традиции, заложенные мною и моими друзьями в далекие 90-е годы прошлого столетия.
Автор снимков: Валерий Ковалев